Иван Матвею был брат. Двоюродный.
На вопрос «Есть ли у вас кузнецовский фарфор?» в музее народного быта обычно отвечают: «В наличии. Не только фарфор, но и фаянс…».
Самым дотошным вопросителям рекомендуем прочесть наш материал «В финансах у него была опора на вещи из фаянса и фарфора» («У каждого из них своя история – 2, Ирбит, 2013).
Главным героем этого материала является Матвей Сидорович Кузнецов.
На кузнецовких фабриках к началу XX века производилось около двух третей российского фарфора.
Торговали кузнецовскими изделиями на крупнейших российских ярмарках – Нижегородской, Ирбитской, Казанской, Вологодской, Московской, Санкт-Петербургской, Самарской, Астраханской, Рижской, Ржевской, Уфимской, Юрьевской, Боровичской, Ярославской, Псковской, Омской, Мензелинской, Островской…
На многих наших звонких экспонатах торговая марка «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» (чаще всего зелёного цвета).
Однако недавно во время очередного переучета музейных фондов увидели другой товарный знак. Производителем назван другой Кузнецов - Иван Емельянович. Однофамилец Матвея Сидоровича? Нет - его двоюродный брат. К тому же он набиравшийся опыта в посудном деле именно на фабриках брата.
И.Е. был у М.С. управляющим фабриками, затем управляющим делами, ответственным за ярмарочную торговлю.
Собственное дело Иван Емельянович открыл только в 1878 году. Первая его фарфоро-фаянсовая фабрика была построена близ станции Волхов Николаевской железной дороги (в Новгородской губернии).
Потом были приобретены или построены другие фабрики – Бронницкая, Грузинская…
В 1902 году продукция фабрики И. Е. Кузнецова на Волхове стала поставляться ко Двору Его Императорского Величества (Матвей Сидорович также был удостоен такой чести).
Знатоки писали – «Кузнецовский товар славился добротностью и чистотой отделки: тончайшие чашки не уступали лучшим образцам китайского и западноевропейского фарфора».
В мае 1913 года Иван Емельянович создал «Товарищество на паях И.Е. Кузнецова» (практически все пайщики были близкими родственниками купца I гильдии).
Ежегодно за пределы Новгородской губернии вывозилось до 450 пудов посуды (или 25 миллионов штук изделий).
В 1918 году кузнецовские фабрики были национализированы.
Волховская стала называться «Красный фарфорист».
Как сложилась судьба самого Ивана Емельяновича?
Даже всезнающяя Википедия не знает.